
Состоялось расширенное заседание Учёного совета ПГУ
Ключевые задачи и приоритеты развития вуза и переход к новой образовательной модели обсудили на расширенном заседании Учёного совета Пятигорского государственного университета 3 сентября. В нём, помимо членов Совета, приняли участие и все желающие члены коллектива работников и студенческого актива.
Ректор университета профессор А. П. Горбунов рассказал участникам собрания об основных принципах новой модели высшего образования, актуальных подходах к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики региона в контексте выступления Министра науки и высшего образования России В. Н. Фалькова на окружном совещании вузов СКФО 12-13 июля в Пятигорске.

Переход на новую модель высшего образования проводится в соответствии с поручением Президента России В. В. Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что сформировались новые требования к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом в принципиальном плане было обозначено, что нужно взять всё лучшее из того, что было в советской системе образования, и из опыта последних десятилетий. Тогда же стартовал пилотный проект с участием шести вузов, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков в своём обращении, направленном участникам собрания в ПГУ, как и другим вузам СКФО, подчеркнул, что новая модель – это не революционный, а эволюционный шаги успех перехода к ней зависит от каждого преподавателя и сотрудника университета. Сами же преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования, а «должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования». Министр особо отметил, что в конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более четко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.
Ректор ПГУ А. П. Горбунов осветил проектируемые ключевые изменения в системе высшего образования на основе представленных вузам округа 13 июля Министром В. Н. Фальковым программы преобразований.

Они предполагают введение единого уровня – высшее образование, при этом срок получения образования должен быть достаточным для завершённой подготовки. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит пять лет. Будут и более короткие 4-летние программы, например для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Шестилетнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоёмким видам деятельности.
Предстоит обновить государственные образовательные стандарты. В их основе будет единое ядро, состоящее из социогуманитарной и фундаментальной частей. Принципы, положенные в разработку стандартов, – обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, т. е. возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента.
Важной частью новой модели должна стать более тесная связь высшего образования с системой среднего профессионального образования.
Состав федеральных учебно-методических объединений должен включать не менее половины работодателей, которые будут транслировать ожидания от системы высшего образования.
Магистратура будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.
Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам; количество их укрупнённых групп будет сокращено, на основе обобщения, с 58 до 20.
Ректор особо подчеркнул, что главная цель и миссия Пятигорского государственного университета – быть передовым центром организации и управления, образования, воспитания, науки, инноваций, цифровой трансформации, международного сотрудничества, обеспечивающим подготовку выпускника новейшего типа – преобразовательно-созидательного лидера-инноватора, отстаивающего российские интеллектуально-инновационное глобальное лидерство России и её державный суверенитет, российские духовно-нравственные ценности в любой точке земного шара.
А. П. Горбунов призвал собравшихся сделать всёнеобходимое для успешного перехода Пятигорского государственного университета на новую модель и выразил уверенность, что коллектив университета в полном объёме выполнит все поставленные задачи.
Обсуждение комплекса этих задач включено в планы работы Учёного совета и ректората ПГУ на 2025-2026 учебный год.
Геннадий Степанов
По материалам Медиацентра ПГУ
Газета ПГУ «Наш университет», № 7 (1859), сентябрь 2025 г.