
Такой теме была посвящена программа Общественного телевидения России «Ректорат» 21 марта.
Её ведущий – ректор МГИМО Анатолий Торкунов – пригласил к участию в программе ректора Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга Ольгу Ребковец, губернатора Камчатского края Владимира Солодова, ректоров Адыгейского государственного университета Дауда Мамия, Сахалинского государственного университета Александра Самардака и Пятигорского государственного университета Александра Горбунова.
– У нас сегодня, на мой взгляд, исключительно интересная тема: мы поговорим о том, что происходит с высшим образованием в малых городах нашей необъятной Отчизны, – предварил беседу Анатолий Торкунов.
Как прозвучало в эфире, за последние десять лет количество вузов в России сократилось почти в два раза. Цель была благая – повышение качества высшего образования. Но без ложки дёгтя не обошлось. В основном закрылись филиалы институтов и университетов в малых городах с населением до ста тысяч. Наметился отток молодёжи в областные центры покрупнее, а ведь далеко не все выпускники после окончания учёбы возвращаются на малую родину. На сегодняшний день на города с населением менее ста тысяч жителей приходится всего около 16 процентов высших учебных заведений.
Ректор КГУ имени Витуса Беринга Ольга Ребковец отметила, что Камчатский регион, как природная лаборатория, даёт возможности для исследования в области геологии, вулканологии и сейсмологии, изучения океана и климата. И это предопределяет главные направления развития университета как научно-образовательный центра. С другой стороны – обеспечивать кадрами социально-экономическое развитие региона. Это касается развития сферы туризма как перспективной в регионе.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов отметил, что в небольших и отдалённых регионах университет не должен стараться обеспечить подготовку по всем без исключения специальностям, иначе это приведёт к профанации высшего образования. И назвал три задачи, которые вуз должен решать: первое – готовить на месте специалистов под востребованные специальности; второе – быть в конкретном регионе проводником образования, которое есть по всей стране, реализуя совместные сетевые программы; третье – создавать программы мирового уровня, которые будут опираться на исследовательские возможности региона.
Ректор Сахалинского государственного университета Александр Самардак одним из ключевых направлений своего вуза определил электроэнергетику, в частности гибридную энергетику, и водородные технологии. Но нефть и газ – также богатство региона. И энергокомпании очень активно откликнулись на задачу подготовки кадров, поскольку испытывают сильный кадровый голод.
Ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий отметил, что у региона есть несколько ключевых направлений развития в аграрном секторе и сфере туризма. И вуз несколько лет назад сделал ставку на сферу высоких технологий, генетику растений, генетику животных, информационные технологии и подготовку специалистов в этой области. Университет продвигается в данном направлении, привлекая индустриальных партнёров, которые в этом и заинтересованы. Особой миссией Д. Мамий назвал сохранение и развитие адыгейского языка и культуры, особенно с учётом того, что миллионная адыгская диаспора представлена в разных странах. И сохранение культуры и трансляция её не только внутри Российской Федерации, но и за рубеж – также важная задача университета.
Предоставляя слово ректору Пятигорского государственного университета, Анатолий Торкунов заметил, что МГИМО и ПГУ давно сотрудничают.
– Мне очень приятно, что и в МГИМО – университете, где я работаю, много выпускников Пятигорского госуниверситета. Раньше там действовал подготовительный факультет – сотни вьетнамцев, лаосцев, камбоджийцев и других наших будущих студентов прошли когда-то в этом вузе подготовительный факультет в 70-80-е годы, – пояснил он. – Как сейчас себя чувствует ваш университет? Пятигорск, конечно, малый город, но очень известный, сотни тысяч людей приезжают сюда отдыхать. Нацелен ли университет главным образом на то, чтобы обеспечить трудовыми ресурсами свой регион или ставит более амбициозные задачи? – обратился ведущий к ректору ПГУ.

А. П. Горбунов напомнил, что вуз состоит в консорциуме, возглавляемом МГИМО, и это уже сейчас приносит плодотворные результаты:
– Конечно, большинство вузов нашей страны выстраивались ещё в советское время и по другим принципам. В частности, многие из них работали не непосредственно на свой регион, их задача была – обеспечивать социально-экономическое развитие страны в целом. И наш вуз создавался как педагогический. С 1961 года он стал более специализированным Пятигорским государственным пединститутом иностранных языков, потом – лингвистическим университетом. В последние годы вуз активно развивался. Сегодня у нас только укрупнённых групп подготовки – двадцать две. Выстроены все уровни образования, начиная с СПО. И, конечно, мы не снимаем с себя и общероссийские задачи. Потому что, сложившись как крупный центр лингвистического иноязычного образования на всем Юге России, мы считаем, что это предназначение надо оправдывать. И мы развиваем подготовку по иностранным языкам, увеличиваем их количество, уделяем внимание и нашим местным языкам – как языкам автохтонных народов Северного Кавказа, так и диаспорных народов. И всё-таки мы идём путём социально-гуманитарного вуза. В этом наша специфика, – подчеркнул ректор ПГУ.
– У нас нет ни медицинских, ни инженерно-технических направлений, для этого пока условия не сложились. И я согласен с коллегами: если нет условий, нет кадров, то не надо заниматься тем, что не обеспечит качества образования выпускников. Ключевая задача – это, конечно, поддержка региональными вузами качества образования, – акцентировал Александр Горбунов.
– Наш университет считает, что мы предоставляем творческую, креативно-инновационную среду, формирующую готовность студентов к инновационно-преобразовательной деятельности и во время учёбы, и, особенно, после учёбы. Именно на благо Российской Федерации. Сейчас такой период, когда именно это надо подчеркнуть: мы готовим выпускника не для того, чтобы он нас бросил, куда-то уехал и свой талант отдал другим странам. Нам надо, чтобы он отдал его региону и в целом стране, – убеждён ректор.
– Пятигорск – небольшой город. Наши старшие поколения правильно сделали: с 1976-го по начало 1980-х уже был создан кампус университета у подножия горы Машук, в прекрасном месте. Мы окружены горами: с одной стороны – это Эльбрус, с другой – Теберда, Домбай, Архыз. Эта живописная среда – в шаговой доступности. Да и сам город великолепный. Эти условия продуманы не нами, а до нас. Наша задача – улучшать их, развивать эту уютную, комфортную среду, чтобы студент понимал, что есть задачи, которые надо осваивать и выполнять. Вдохновение и этот настрой, мне кажется, зачастую важнее всего, важнее узкопрофессиональных задач. Потому что профессии можно научить, а научить добру, ответственности, любви к Родине, уважению к старшему поколению – ещё важнее, – особо отметил ректор ПГУ Александр Горбунов в эфире канала ОТР.
Анатолий Торкунов дал высокую оценку работе с ПГУ в консорциуме:
– Я думаю, коллеги со мной согласятся, что одно из перспективных направлений повышения качества подготовки в малых городах и в небольших университетах – это развитие сетевых программ по стране в целом с крупными университетами – с тем, чтобы приобретать там компетенции, которых не хватает. Такого рода сетевое взаимодействие должно и в законодательстве быть гораздо более чётко отражено.
И очень важно было сегодня представить и показать наши замечательные университеты, которые работают и в отдалённых регионах, и совсем рядом, на юге. Всё это – наша единая система высшего образования, от развития которой будет зависеть, в какой стране мы будем жить в будущем. Я надеюсь – в благополучной и богатой стране! – завершил эфир ведущий программы «Ректорат» на Общественном телевидении России, ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
Подготовил
Геннадий Выхристюк
Газета ПГУ «Наш университет» № 4 (1856), апрель 2025 г.