«Самая труднейшая из всех дорог – дорога к самому себе»

Поэтические афоризмы Александра Мосиенко

Самое важное – навести порядок у себя в душе…
Б. Шоу

Ищи в себе самом ответ…
А. Мосиенко

В отличие от поэтов, готовых в своих стихах поделиться с читателями тайнами своего мастерства, критики не любят выносить на всеобщее обозрение механизм работы над анализируемым материалом. Но в случае с книгой Александра Мосиенко «Неукротимая река времён. Рубаи, философские этюды» мне захотелось сделать исключение из общего правила.

Казалось бы, книга прочитана, прочитана не один раз, как говорится, вдоль и поперёк, и её смело можно ставить на полку. Но я не могла отделаться от чувства, что осталось что-то ещё недосказанное, недоосмысленное и недопрочувствованное мною. Не сразу поняв, что же именно, я снова и снова начинала перечитывать четверостишия поэта. Каждый раз они, как ящик Пандоры, раскрывались передо мной с неожиданных сторон, наводя на всё новые темы и рассуждения. И как-то сама собой родилась мысль продолжить уже написанный цикл критических зарисовок о творчестве Александра Мосиенко, включив в него раздел об афоризмах, коими изобилуют философские этюды поэта.

Русская литература знает много примеров, когда авторские фразы со временем становились признанными и часто используемыми в разговорной речи пословицами и поговорками. Вспомним, хотя бы Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Твардовского. Но если у большинства авторов они являются частью обширного повествования, не важно, какого – поэтического или прозаического, – то у Александра Мосиенко выступают в качестве самостоятельных миниатюрных сюжетов, составляя основу отдельного направления в творчестве автора – афористичной поэзии.

Выходя за общепринятые жанровые рамки (и таких приёмов в поэтических сборниках автора немало), поэт встраивает, и, заметьте, весьма органично, свои афоризмы в философские четверостишия. Как драгоценные камни в не менее драгоценной оправе, они начинают играть всеми своими гранями, не теряя при этом своего индивидуального очарования. Вот лишь одно из таких четверостиший, где каждое входящее в него двустишие может быть само по себе законченной миниатюрой:

Не обольщайтесь, други, похвалами,
Кто б и когда б ни восхищался вами.
Случается – опасен яд похвал:
Обезоружит вас и … свалит наповал.

Афоризмы Александра Мосиенко удивляют не только своей современностью, но и оригинальностью используемых литературных приёмов. Они настолько разноплановы, что при первом их прочтении создаётся впечатление отсутствия чёткой тематической направленности, а также бессистемности размещения на страницах поэтического сборника. Однако это далеко не так. При более детальном изучении становится понятным, что автор пользуется особой, выработанной им в ходе многолетнего творческого поиска логикой. Александр Мосиенко – непревзойдённый мастер построения материала, перевода текстовых регистров, а вместе с ними – внимания и мыслей читателей от общего к частному и наоборот, мастер обобщений и детализаций. Но давайте, обо всём по порядку.

Итак, об общем. Какие бы проблемы ни поднимал Александр Мосиенко в своих афоризмах, все они объединены общей темой Человека и Времени, главной в его творчестве (здесь уместно ещё раз вспомнить название книги философских этюдов автора – «Неукротимая река времён»). Да и сам поэт откровенно признаётся, что:

На теле носим жизни всей вериги.
В нас наша боль. И – сладостные миги,
Что мы в сердцах так бережно храним,
Как букинист страницы старой книги.

О загадках человеческой души написано много: от философских трактатов до поэтических строк. Какими только эпитетами душу человека не награждали: и чёрная (О. Хайям), и мрачная (Байрон), и тихая (А. Блок), и незнающая меры (М. Цветаева), и слепая (Н. Гумилёв), и босая (В. Высоцкий), и безбрежная (С. Есенин). А ещё – бьющаяся в бессилии, как у Зинаиды Гиппиус в одноимённом стихотворении:

<…> Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок Бог – но не могу молиться.
Хочу любви – и не могу любить.

Александр Мосиенко пишет о человеческой душе по-своему. В его поэзии она, как в народе говорят, нараспашку – светлая, искренняя и добрая:

И каждый раз с восходом солнца
Мы улыбаемся ему,
Раскрыв любимое оконце.
А почему?

Отвечая на поставленный риторический вопрос, поэт продолжает: «ищи в самом себе ответ», тем самым приглашая читателей в путешествие в потаённые глубины человеческого естества. У него, как в своё время у Юнны Мориц, даже готов и поэтический алгоритм его познания:

Кто там светится? Душа.
Кто её зажёг?
<…> Кто там мечется? Душа.
Кто её обжёг?
<…> Кто там со свечой? Душа.
<…> Кто там на небе? Душа.
Почему не здесь?
(Ю. Мориц. Путеводная звезда)

Думаю, читатель, и тебе будет интересно увидеть по-есенински «безбрежное поле души» глазами поэта, философа и гражданина Александра Мосиенко. Заглядывая в копилку мудрости прошлых поколений, он не ограничивается односторонним подходом к познанию самого себя, а рассматривает различные поэтические трактовки нашего естества. Помните, как у Омара Хайяма: «ад и рай – это две половины души»? Или у Марины Цветаевой:

Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-Хан ей и – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно слитых:
Голод голодных и сытость сытых!

А это – уже из Александра Мосиенко:

Проступки и поступки делают из нас
То жалких негодяев, то героев.
И всё зависит каждый раз
Лишь от того, что разрушаем или строим.

И это из Александра Мосиенко: «Добро добром освещено». И это тоже он: «Из добра рождаются пороки всех мастей».

Предлагая читателям собрание своих афоризмов, автор рассматривает их как подробный словарь Жизни, путеводный компас нравственности, связующее звено между народной мудростью и современными идеалами:

Мой верный посох – это Слово,
Что будет жить и без меня,
Вести других к вершинам новым
И образ прошлого храня.

Определившись с основополагающей целью своего афористичного творчества, Александр Мосиенко идёт дальше по пути её детализации, предлагая читателям более углублённое осмысление противоречий человеческой души, своего рода импровизированный спор Добра и Зла, Данко и Мефистофеля.

Поэт пытается расширить устоявшуюся тематику пословиц и поговорок, вводя в них неожиданные сюжетные линии. Среди них стоит выделить политические афоризмы автора: «Власть без доверия не власть», «Политика – продажная жена», «Вкусивший власти власть не отдаёт», «Холуи королю не прибавят ума», «Когда шатается престол, / Проходят трещины по хатам», «Не суетитесь вы перед чинами / И не меняйте взгляда своего», «Отрицая время своё, – отрицаешь себя», «Коррупция опаснее чумы», «Кровь не спасает нас от крови», «Но может стать молчание / предательством страны. / Когда опять молчите вы, / а говорить должны».

Особое внимание обращают на себя и редко встречающиеся в современной поэзии афоризмы автора о метаморфозах человеческих душ в эпоху «золотого тельца»: «Жадность никого не украшала», «Велик соблазн два кресла занимать», «У денег сердца не бывает», «Зло не отмоешь никакой валютой», «Не всё решается богатством», «Деньги дым – друзья твоя броня», «Не добрал умом – рублём не доберёшь», «Пустому обещанью грош цена», «Никогда и никому себя не продавай».

Не меньший интерес представляют афоризмы Александра Мосиенко о предназначении поэта: «Большой поэт извечно одинок», «Слепая власть не жалует поэта», «Порою добрые слова пожар конфликтов тушат», «Талант не повторим, как платье, – на заказ».

Нередко афоризмы Александра Мосиенко содержат в себе парадоксы, внутренние противоречия, скрытое философское содержание, затрагивающее различные проблемы нашего бытия: «Как трудно быт соединить с душой», «Межа, она и есть всегда межа», «Нелегко казаться, а не быть», «По весне трава и сквозь асфальт пробьётся», «Благословенно ожиданье утра», «Жить нельзя без перемен», «Мука – ещё не пышный каравай», «В пустыне жажда никогда не иссякает», «Ручей и тот однажды высыхает», «Безголосый голос не сорвёт», «Без нужды не вынимай свой кинжал», «У каждого свой перевал, / И вы за него в ответе».

В поэтических четверостишиях автора даже такие старые как мир истины, как «нелегко быть добрым и весёлым», что «не уйти от суеты сует», что «судьбу не выбирают», что «жизнь одна и не будет другой», звучат по-современному актуально:

От себя не уйдёшь –
плох ты или хорош
А пытаться начнёшь,
пропадёшь ни за грош.
Так что лучше всего –
оставайся собой
И в труде, и в любви –
со своею судьбой.

Бережно относясь к народной мудрости – этой жемчужине русского языка, Александр Мосиенко, как настоящий мастер, не боится экспериментировать с традиционным фольклором, вводя в устоявшиеся речевые обороты элементы современного стиля. Помните знакомую всем нам с детства присказку «Иван, не помнящий родства»? У Александра Мосиенко она звучит так: «Уроки прошлого постыдно забывать». И дальше, уже в развитии темы:

Нет ничего верней,
Чем знание своих корней.
Нет и надёжней связи между нами,
Чем родовая связь с корнями.

Кого из нас в детстве не поучали: «Жизнь протянется – всему в жизни достанется»? И вот я читаю у Александра Мосиенко: «Для горьких слёз немало есть причин». И далее: «Жизнь одна. И не будет другой». Известное высказывание: «Разбитый сосуд не склеишь», в интерпретации Александра Мосиенко звучит по-особому: «На пепелище не растут колосья». А поговорка: «Сто раз отмерь – один раз отрежь», у автора превратилась в утверждение: «Где мысли нет – прощай дела!». Вместо распространённой фразы: «Как потопаешь, так и полопаешь», Александр Мосиенко предлагает не менее оригинальное:

Когда захочется богатый стол иметь,
ты вспомни: надо потрудиться.

«Трудней всего не осуждать – понять», – утверждает поэт, отсылая читателей к библейской заповеди: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Ещё одна библейская мудрость: «Пусть тот, кто без греха, первым бросит камень», у автора приобретает более философское звучание: «Безгрешных нет. Покаявшихся мало».

И таких параллелей в четверостишиях Александра Мосиенко множество. В некоторых из них можно без труда найти ссылки на русские пословицы и поговорки, например: «Не бросай слова на ветер, / Каждым словом дорожи». Обращаясь к восточной мудрости Омара Хайяма, автор не устаёт напоминать: «Я знаю, что многого ещё не знаю» или «Я в этот мир пришёл, / Чтоб из него уйти». А вот как интересно звучит его интерпретация известных слов Владимира Маяковского: «Не много толку в вымени, / Коль нет в нём молока».

В четверостишьях автора можно встретить и определённую ироничность, свойственную стихотворным басням Лафонтена, Александра Сумарокова, Ивана Крылова. Судите сами:

Осёл не знал, что он Осёл
И вечно был на что-то зол,
Пока не понял: корень зла –
В натуре самого Осла.

Или:

Соловей никогда Петуха не поймёт.
Непонятен и он, если – наоборот,
Хоть в отдельности каждый, встречая зарю,
Вдохновенно о радости жизни поёт.

И ещё:

И одряхлев, не станет Лев Лисицей:
Уж такова натура Льва.
Негоже притворяться и срамиться,
Пока у Льва на месте голова.

Самоирония является одним из жизненных кредо Александра Мосиенко. Не случайно из-под его пера вышли следующие строки:

Кто может посмеяться над собой,
Когда тебе совсем не до веселья,
Тот управляет собственной судьбой
И не умрёт позорно от безделья.

Блестяще владея техникой афористичного письма, поэт работает с пословицами и поговорками как прямого, так и переносного значения. Не стоит, читатель, спрашивать меня каких из них у автора больше. Ответ очевиден – и тех, и других достаточно. Но мне почему-то кажется, что последние у поэта вызывают большую симпатию (наверное, сказывается философский стиль его мышления). Чего, например, стоит его афоризм: «Грязь трудовая никого не замарает»!

Глубоко изучив логику народного мышления, Александр Мосиенко включает в поэтические афоризмы и свои весьма оригинальные мысли: «Кто не пашет – плуга не затупит», «На холостом ходу далеко не уедешь», «Безголосый голос не сорвёт», «Не торопись отдаться преходящей моде», «Глаза одиночества пусты», «Благословенно ожиданье утра». Как тут не согласиться с поэтом? Однако есть среди его пословиц и поговорок и те, которые вызывают желание поспорить с их автором. Вот одна из них:

Старо, как мир: судьбу не выбирают…
Она, как сыщик, выбирает нас,
А выбрав, словно кошка с мышкою играет
И с нас уже не сводит глаз.

Но вернёмся к афористичному стилю Александра Мосиенко. Его пословицы и поговорки обладают не только глубоким смыслом, лаконичной формой, но и яркой выразительностью, свойственной крылатым выражениям, разбираемым читателями на цитаты. В них поэту удаётся сохранить и преумножить живость, меткость, пластику и мелодичность русского языка. Поэтический словарь автора изобилует одновременно элементами и современной разговорной речи, и народного фольклора. Вот один из примеров такого удачного стилистического решения:

Чем лучше корм, тем лучше молоко.
Вот так же и с духовной пищей:
Кто пожалеет рубль на прокорм,
Тот непременно потеряет тыщи.

Выразительности афоризмов Александра Мосиенко способствует и меняющаяся от четверостишия к четверостишию тональность поэтических строк. Так, катрены, содержащие афоризмы, перекликающиеся с восточной мудростью, подкупают своей плавной размеренностью, настраивающей читателей на задумчиво-философский лад:

Грущу о том, что в жизни всё проходит
И не уйти от суеты сует…
Что от меня останется в народе, –
Горючий дым или глубокий след?

Афористичные строки о человеческих пороках у Александра Мосиенко становятся более жёсткими, если не сказать – резкими. Кажется, что поэт обрушивается на вселенское Зло всей мощью поэтического Слова, припечатывает его каждым своим афоризмом, обращаясь к читателям с призывами: «От собственной души не теряйте ключи!», «Кто зло творит, тот зла не избежит», «Чем больше пятен, тем сильнее зло», «Не потирайте руки, подлость совершив», «Оставьте для сплетников грязь пересуд», «Румянами не скрыть лица у подлеца». И далее, пуская в ход свою тяжёлую артиллерию – моноримы, поэт восклицает:

Трус не глядит противнику в глаза –
Боится он, что «против» перевесит «за».
И потому дрожит его ничтожная рука,
Когда стреляет в нас исподтишка.

Говоря о современном, а, значит, по большей части рациональном и прагматичном, автор использует укороченные строфы, напоминающие одиночные выстрелы, один за другим бьющие точно в цель:

У денег сердца не бывает:
Они нередко убивают
И продают, и предают,
И всё равно с годами тают.

Особый интерес представляют афоризмы-наказы Александра Мосиенко, в которых поэт солидарен со своим знаменитым предшественником:

Не совершай дурных поступков никогда,
Чтоб не пришлось краснеть, сгорая от стыда.
Раскаешься, и всё ж молва тебя осудит,
И тесен станет мир от этого суда.
(Баба Тахир. Рубаи)

Их отличает лаконичность и простота стиля, но от этого они никак не теряют свою значимость, а, даже, наоборот, приобретают особую эмоциональность, воздействуя на читателей информативностью, точностью и образностью. Как тут не вспомнить Льва Толстого, сказавшего: «Настоящая мудрость немногословна».

В афоризмах-наказах Александра Мосиенко чувствуется подкупающая откровенность автора:

Я откровенно говорю, не вру
Своим собратьям по перу:
Пишите правду, только Правду,
И ваши книги не умрут.

В них поэт говорит о неписанных законах человеческой жизни: «В чужом краю приюта не ищи», «Себя преодолеть – / Нет благородней цели», «Лишь те в пути / не знают поражений, / Кто помнит, что вершины знанием берут», «Не делайте добро на половину», «Не верьте никогда пустым словам!», «Не обольщайтесь, други, похвалам», «Соврал однажды – нет с тех пор доверья», «Всего важнее и дороже / Неувядающая Вера», «Не хвастай тем, что сотворил добро: / Оно не любит шума показного», «Признать свою неправоту / Так тяжело – невмоготу. / А между тем её признание / Нас подымает в высоту».

Заметьте, все афоризмы-наказы Александра Мосиенко лишены нравоучения. В них поэт выступает наставником, передающим свой богатый жизненный опыт подрастающему поколению. Он повторяет снова и снова, что «человеком стать возможно не всегда», подводя читателей к самому главному выводу: «самая труднейшая из всех дорог – / Дорога к самому себе», и, чтобы не заблудиться на этом пути советует молодым:

Пока мы живы, спрашивайте чаще
О нашем прошлом и настоящем.

А дальше, как говорится, умеющий слушать, да услышит, ищущий – да обретёт…

Татьяна Пестрякова,
руководитель региональной секции
литературной критики,
член Российского союза профессиональных литераторов

Издание ПГУ «Журнал, открывающий мир», № 36, 2025 г.