Новый подход

Его уже реализует ПГУ

«Обучение служением». Так называется педагогический подход, который сегодня реализуется в образовательных организациях страны, в том числе в 20 вузах Северо-Кавказского федерального округа. Среди них – и Пятигорский государственный университет.

Уже сейчас 236 тысяч обучающихся участвуют в Федеральной программе «Обучение служением» – это каждый десятый студент-очник всех вузов России.

Подход сочетает изучение академических дисциплин с развитием навыков общественно полезной работы. Студенты решают социально значимые задачи, применяя полученные профессиональные знания, опыт и навыки для решения важных общественных проблем и создания проектов в сотрудничестве с некоммерческими организациями, социальными предприятиями, бизнесом и органами власти.

Такая деятельность развивает у студентов патриотизм, лидерство и гражданскую солидарность, формирует ответственность за страну и её будущее, помогает им применять свои знания и опыт в реальных социальных условиях.

Алгоритм реализации таких проектов состоит из нескольких этапов. Социальные партнёры – некоммерческие организации, государство и бизнес – регистрируют запрос в виде задачи, которая затем проходит верификацию и размещается в каталоге социальных задач. Обучающиеся разрабатывают решения совместно с преподавателем-наставником и социальным партнёром самостоятельно или в командах. Решение выбранной задачи включается в образовательный процесс. В результате обучающиеся получают не только оценку, но и практический опыт, а также приносят пользу обществу, а социальные партнёры получают решение своей задачи.

Расскажем о некоторых примерах реализации такого подхода в Пятигорском государственном университете.

Развивающая среда

В Высшей школе дизайна и архитектуры ПГУ в рамках реализации подхода «Обучение служением» завершается работа над созданием дизайн-проекта развивающей среды средней общеобразовательной школы № 108 им. Ю. В. Андропова города Моздока. Над заказом, размещённым на ресурсе Добро.РФ, работает студентка ВШДиА Софья Садовникова.

Проект лёг в основу выпускной квалификационной работы Софьи, которую она выполняет в формате общественного (социально-полезного) проекта (ВКРО).

Как признаётся сама Софья, к работе над проектом она, выпускница этой школы, приступила с особым трепетом и для неё чрезвычайно важно быть полезной своему родному городу и месту, в котором она выросла. Кроме того, такой проект – шанс уже сейчас профессионально реализоваться и пополнить своё портфолио. К тому же, такой формат выпускной квалификационной работы по-настоящему увлекателен.

Энтузиазм Софьи разделяет и её научный руководитель Евгения Владимировна Безменова.

К настоящему моменту уже пройден огромный путь: сначала были проведены полевые исследования и мониторинг предпочтений будущих благополучателей проекта, выполнены замеры, был составлен графический план, затем составлен перечень существующих функциональных недостатков и возможностей их устранения для повышения удобства, улучшения образовательного процесса и эстетики.

Графический вариант дизайн-проекта близок к завершению. И уже можно констатировать, что даже по предварительным оценкам Софья превзошла ожидания социального заказчика, предложив уникальное дизайнерское решение, учитывающее все современные тенденции.

В помощь «Дому для мамы»

Оказавшись в кризисной ситуации, любой человек испытывает стресс, теряет почву под ногами. А если это маленький ребёнок?..

Для того, чтобы оказавшиеся в беде люди не оставались с ней один на один, и существует АНО «Дом для мамы». Эта организация создана при участии православной епархии в г. Ессентуки. Двери «Дома для мамы» открыты для женщин с детьми любой национальности и религии. Именно здесь находят приют отчаявшиеся женщины с малышами. Помогают «Дому для мамы», как это принято на Руси, всем миром.

Не остаются в стороне и студенты Пятигорского государственного университета. Увидев на платформе «Добро.РФ» в каталоге задач программы «Обучение служением» социальный заказ на разработку специальной педагогической программы для деток в ситуации стресса, студентка ВШДиА Екатерина Руденко откликнулась сразу же.

Катя – будущий педагог, её призвание – учить детей изобразительному искусству. Именно поэтому она с огромным энтузиазмом взялась за работу, справедливо рассудив, что только великой силой искусства можно помочь ребятам сформировать общекультурные компетенции даже в такой сложной жизненной ситуации.

Её полностью поддержала научный руководитель Елена Александровна Рубец. Вместе они сформулировали тему будущей выпускной квалификационной работы в формате общественного проекта «Художественно-педагогический инструментарий формирования и развития общекультурных компетенций у детей в кризисном центре (на примере АНО «Дом для мамы»)».

Работа была не просто увлекательной, но и по-настоящему искренней, как и сама Катя. Много-много раз приезжала Екатерина к ребятам, проводила мероприятия и праздники, изучала свою референтную группу и их проблемы, просиживала часами над исследованием педагогических технологий и инструментов, наиболее актуальных для её подопечных. Итогом такого нелёгкого труда стала педагогическая программа, выстроенная с использованием различных художественно-педагогических инструментов формирования и развития общекультурных компетенций у детей в кризисном центре.

Защита выпускной квалификационной работы ещё впереди, но апробация уже пройдена на радость детям из «Дома для мамы». А мы уже сейчас можем с гордостью констатировать: ПГУ – кузница лучших педагогических кадров и обитель добрых дел!

Имидж-студия для третьего возраста

Не секрет, что понятие возраста очень сильно трансформировалось за последние годы. Сегодня пожилые люди хотят оставаться активными членами общества. Но, всё же, порой, им очень не хватает внимания, да и материальные возможности весьма ограниченны.

В Пятигорском комплексном центре социального обслуживания населения решили, что если не получается справиться с задачей в одиночку, то всегда можно обратиться за помощью к неравнодушным людям. Тем более что сегодня такая возможность есть.

Благодаря программе «Обучение служением» на платформе «Добро.РФ» был размещён социальный заказ на разработку программы по применению современных технологий обеспечения позитивного социального самочувствия третьего возраста. Исполнителем заказа стала студентка ВШУ Александра Ревунова, которая обучается в ПГУ по направлению «Социальная работа».

Александра выбрала необычный формат для своей выпускной квалификационной работы – общественный проект. А это значит, что можно продемонстрировать все свои профессиональные навыки и компетенции, реализуя проект, очень нужный людям.

Наставником Александры, её научным руководителем, стала доцент кафедры креативно-инновационного управления и права Елена Владиславовна Давыдова. Вместе они составили план работы, который оказался непростым. Предстояло разработать технологическое решение по повышению качества жизни получателей социальных услуг с использованием современных инструментов, отвечающих запросам граждан: повышение качества жизни и социального самочувствия посредством применения имиджевых технологий.

Итогом кропотливой аналитической работы стал учебно-образовательный курс, содержащий описание занятий в имидж-школе 55+. Кроме того, созданы креативные программы уникальных мастер-классов для женщин пожилого возраста.

Александра уже успела апробировать результаты своего труда. Трудно описать благодарность и тепло, которое излучали посетительницы Пятигорского КЦСОН после её занятий в имидж-студии. Успехов Александре и новых добрых свершений!

Подготовила
Елена Кобышева,
доцент кафедры креативно-инновационного управления и права
Газета ПГУ «Наш университет» № 6 (1858), июнь 2025 г.