Учёба в ПГУ – верный старт в будущее

Ректор ПГУ — о приёмной кампании — 2025

О том, как в Пятигорском государственном университете будет организована приёмная кампания, как меняется вуз, отвечая на вызовы времени, какие ожидания в связи с этим у профессорско-преподавательского состава рассказал председатель Совета ректоров вузов Северного Кавказа, ректор ПГУ профессор Александр Павлович Горбунов.

– Александр Павлович, наступил июнь, а это значит, что в вузах страны совсем скоро начнётся приём студентов на первый курс. Нет сомнений, что в ПГУ всё готово к этому важному моменту.

– Совершенно верно. Мы подготовлены к приёмной кампании очень основательно. 20 июня открываем в полном объёме работу приёмной комиссии. И, как всегда, надеемся на значительный интерес абитуриентов к нашему университету. Причём на всех уровнях и формах обучения. У нас предложен достаточно большой объем как бюджетных, так и внебюджетных мест, начиная с уровня среднего профессионального образования – и после 9-го класса общеобразовательной средней школы, и после 11-го. Более того, мы несколько расширим приём после 11-го класса, с учётом того, что он тоже востребован. Предстоит приём на бакалавриат и специалитет – в этом году здесь изменений нет. Приём в магистратуру с большим разнообразием направлений подготовки. И чуть позже начнётся приём в аспирантуру.

Надо сказать, что мы задействуем практически все лицензированные нами направления подготовки и специальности. В силу того, что на некоторые из них, возможно, спрос будет не очень высоким, мы программу приёма скорректируем. Тренды востребованности тех или иных направлений подготовки меняются год от года по вполне объективным причинам, и мы это учитываем.

Хочу отметить, что мы достигли достаточно серьёзной численности обучающихся в вузе – более 6 тысяч. И надо сказать, среди студентов – представители 82 регионов России, в том числе новых территорий.

Если учесть не только основные образовательные программы, но и подготовительное отделение и курсы русского языка для иностранных граждан, то в нашем вузе обучаются представители около 30 зарубежных стран. Кстати, у нас вновь появились граждане из Германии и Бельгии после того как в 2022 году страны Запада взаимодействие в области образования поставили с Россией на паузу.

Конечно, мы обращаем серьёзное внимание на совместную программу двух дипломов с Ляонинским политехническим университетом Китайской Народной Республики. Надеемся, что она будет продолжена, и в этом году также состоится столь же массовый, как в прошлые годы, – более 100 человек – приём китайских студентов на обучение по программе информационной безопасности. Это, безусловно, уникальный вариант международного сотрудничества и экспорта образовательных услуг.

– Университет одним из первых в стране ввёл приём с использованием информационно-технологических инструментов. Этот инструментарий будет применяться и в текущем году?

– Конечно. Надо сказать, что, видя тенденции последних лет, мы прогнозируем в этом году увеличение доли тех поступающих, которые будут направлять документы по линии суперсервиса «Поступай онлайн» через единый портал государственных услуг. Если в прошлом году таких поступающих было более 60 процентов, то в этом году мы ожидаем, что их будет 65-70 процентов.

С одной стороны, это облегчает работу приёмной комиссии, поскольку на портале Госуслуг все документы поступают из других информационных баз данных и они уже хорошо проверены. Но с другой стороны, у приёмной комиссии меньше возможности лично общаться с абитуриентами. А потому абитуриенты не всегда могут верно учесть нюансы, ведь личные впечатления трудно заменить формализованными процедурами. Но мы намерены с этой частью абитуриентов всё-таки наладить более устойчивую связь, по крайней мере будем очень стараться.

Конечно, мы создаём необходимые условия для тех, кто хотел бы поступить в университет в рамках квот, которые государство предоставляет на обучение по линии бюджетного приёма.

Прежде всего я бы выделил отдельную квоту для участников Специальной военной операции и их детей. Мы стараемся персонализировать эту работу: у нас определены ответственные сотрудники, которые оказывают конкретную помощь и поддержку в выстраивании траектории поступления этим гражданам.

То же касается и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот. Работа с абитуриентами по целевому приёму несколько усложнилась, поскольку выстроена через специальный сервис «Работа.ру», где связь с абитуриентами обеспечивают работодатели. И наша задача – помочь и работодателям, и абитуриентам в том, чтобы они успешно нашли друг друга, и чтобы в итоге места, выделенные государством для целевого приёма, были заполнены.

– В прессе обсуждают информацию об изменениях в выделении мест на условиях полного возмещения затрат. В этом году это актуально?

– Эти изменения в правилах приёма ещё только предстоят в 2026 году.

В нашем вузе значительная часть абитуриентов поступает на условиях платного обучения. Для них мы определили основания, по которым при зачислении учитывались бы способности абитуриентов и ранее достигнутые ими результаты. Вуз предусмотрел для них скидки на оплату за обучение в тех случаях, когда абитуриенты в среднем профессиональном образовании показали средний балл своего аттестата от 4,7 и выше. В бакалавриате и специалитете скидки будут предоставляться тем, кто показал высокий уровень подготовки в рамках результатов Единого государственного экзамена и наших внутренних испытаний, если такие предусмотрены. Речь о тех, у кого средний балл 75 и выше. Критерий для поступающих в магистратуру и аспирантуру, соответственно, – дипломы специалиста/бакалавра с отличием или диплом магистра/специалиста с отличием. Мы считаем, что эти шаги позволяют нам поддержать категорию наших абитуриентов, уже проявивших себя как способные к тому, чтобы осваивать знания на высоком уровне. И если они будут постоянно подтверждать это на испытаниях в ходе промежуточных аттестаций в вузе, которые проходят дважды в год – зимой и летом, то мы даём возможность такие скидки получать и в дальнейшем.

Сегодня большое внимание обращено на участников Специальной военной операции и их детей. В соответствии с утверждённым в вузе ещё в предыдущие годы положением, этим категориям студентов предоставляются скидки и по оплате за обучение, и по оплате за проживание в общежитии.

– Александр Павлович, университет в силу своей истории для многих воспринимается как языковый вуз. Но время идёт, меняются потребности общества, меняется и вуз. Каковы направления изменений сегодня?

– На самом деле вуз уже в предыдущие годы сильно изменился, и не случайно с 2018 года он стал Пятигорским государственным университетом, поскольку перерос задачи Пятигорского лингвистического университета. Надо сказать, мы добивались двух основных вещей, и нам это удалось.

Мы не только не ослабили языковое многообразие в подготовке, мы его расширили. И наш вуз по праву известен как надёжный, квалифицированный центр подготовки кадров, владеющих иностранными языками и межкультурной коммуникацией. Его заслуженно называют центром многоцветия языков и культур.

В то же время университет обладает большим разнообразием направлений подготовки и специальностей в рамках 20 укрупнённых групп. Они простираются от собственно гуманитарных областей, что всегда нам было свойственно, и захватывают многие области, которые не практиковались у нас в предыдущие эпохи развития вуза.

Но есть и такие направления подготовки и специальности, которые находятся на стыке гуманитарных и естественно-научных, гуманитарных и инженерно-технических областей. И здесь мы тоже преуспели в силу того, что сегодня речь идёт о необходимости обеспечить экономику кадрами, обладающими именно такими практическими способностями. Интересны будут направления, связанные с архитектурой, дизайном, декоративно-прикладным искусством, которые сейчас развивает наша Высшая школа дизайна и архитектуры.

Думаю, очень интересными, перспективными выступают направления подготовки, которые ориентированы на современные информационные технологии. Это прикладная информатика, информационная безопасность, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере. И надо сказать, нам это кажется очень перспективным и привлекательным для большой части современной молодёжи.

– И для экономики тоже.

– Да, для экономики это очень важно. И мы предвидели быстрый вход в неё молодых кадров, вооружённых такими знаниями, ориентированных на современнейшие потребности, может быть, даже потребности завтрашнего дня. И такое направление подготовки, как инноватика, нами взято на вооружение. Хочу также подчеркнуть, что наш университет хорошо готовит и экономические, и управленческие, и юридические кадры, и, что очень важно, кадры в области таможенной деятельности. Всё это обеспечивает хорошую поддержку для различных отраслей экономики.

– А архитекторов в Ставропольском крае и вовсе готовит только ПГУ.

– Совершенно верно. И, кстати, они очень востребованы в силу самой профессии, и в силу того, что у нас они готовятся на очень хорошем уровне, о чём свидетельствуют победы во многих конкурсах и, в том числе, выполнение задач, определённых Президентом России, например, по реновации школ в Ставропольском крае. Я говорю о Федеральной экспедиции «Школа мечты», поддержанной Общественной палатой РФ, в которой наш студент стал даже не только участником, но и амбассадором.

– И всё же, исторически предназначение вуза – подготовка педагогов, не так ли?

– Совершенно верно. И надо сказать, это для нас – особая зона внимания. За последние годы мы фактически не только восстановили то, что было характерно для эпохи Пятигорского пединститута иностранных языков, когда вуз готовил не лингвистов, а педагогов в области иностранных и русского языков. Мы работаем здесь по двум профилям, что нам кажется исключительно важным. Это и подготовка по русскому языку и литературе, которая никогда у нас не прекращалась, а сейчас даже усилена, и подготовка в области информационных технологий для школ, в области изобразительного искусства, в области психологии, в области истории и обществознания, в области иностранных языков. И у нас, обратите внимание, это не четырёхлетнее, а пятилетнее образование. Есть идея в следующем году расширить этот круг педагогической подготовки, потому что и страна, и Ставрополье в этом нуждаются.

Кстати, у нас сегодня есть возможность направлять в школы студентов по профилю педагогического образования даже не после четвёртого года обучения, а после третьего, предоставляя им индивидуальный план обучения. Такую работу мы проводим со школами Ставропольского края. Считаю, что мы уже оказываем серьёзную, значительную поддержку школам нашего региона и даже округа.

– Это ведь сейчас очень актуально, все говорят о нехватке педагогов.

– Да, она реально существует. И мы на это отвечаем. Считаю, что если постоянно будет работать система замещения педагогических кадров, пусть даже на непродолжительные периоды, это снимет остроту такой серьёзной проблемы. Вспомним советское время, когда выпускник высшей школы был обязан отработать три года по распределению. И даже если учитель, отработав три года, по разным причинам уходил из школы, его мог заменить новоиспечённый выпускник вуза. Главное – школа тогда не теряла учителя как такового, как категорию.

Сегодня проблема не в том, что школа с периодичностью теряет кадры, а в том, что она категориально теряет педагога как такового: то есть нет возмещения уходящих кадров в принципе. Если эту проблему решить, то острота нехватки школьных педагогов ослабнет.

– Александр Павлович, университет – это ведь не только занятия в аудиториях, но и активная внеаудиторная жизнь. Не так ли?

– Думаю, любому, кто хотел бы прийти в наш вуз, – и абитуриенту, и его родителям – надо обратить внимание на то, что это за университет. Соответствует ли он самому понятию университета, что он из себя представляет на деле. Мы с абсолютной уверенностью можем сказать, что наш вуз отвечает не просто классическому понятию, а именно современному и даже завтрашнему, опережающему время понятию университета. Потому что наш способ подготовки кадров заключается в том, что студенты не ограничены узкопрофессиональной подготовкой. Они здесь получают надпрофессиональную, универсальную подготовку за счёт того, что мы насытили все направления подготовки и специальности специализированными дисциплинами, которые дают инновационно-проектную ориентацию и мышление, способность к инновационной преобразовательности, способность создавать инновационно-технологические продукты.

И, конечно, всё построено ещё и на умении общаться, на способности выстраивать планомерную работу и достигать результатов. Вот эта сторона подготовки прививается обучающимся не только в рамках аудиторных часов. В нашем вузе уникальная внеаудиторная составляющая, позволяющая студенту реализовать себя в конкретной деятельности. Там приобретается опыт общения, личностного становления. Поэтому все зоны его способностей нами развиваются – и в рамках общественной активности, и в ходе участия в управлении, и в работе молодёжных организаций, таких как Совет студентов и аспирантов, профсоюзная организация студентов и аспирантов, Движение Первых. Это, конечно, участие в волонтёрской деятельности в различных формах добровольческой поддержки и государства, и отдельных организаций, и отдельных граждан.

Это ещё и массовое участие в физкультурном движении и в спорте.

Это творческая, сценическая активность, возможность открыть и развить в себе таланты.

Ещё одна очень важная зона – это раскрытие себя в медийно-журналистской области. У нас работает студенческий Медиацентр, выпускаются студенческие газеты, активно развиваются социальные сети. Более 12 лет выходит научно-художественное и литературно-публицистическое издание «Журнал, открывающий мир», которое отмечено на профессиональном уровне наградами Союза журналистов России, а первый номер университетской газеты «Учитель», которая сегодня публикуется под названием «Наш университет», вышел в декабре 1957 года. В ПГУ большие возможности для авторской работы в периодических изданиях, журналистской практики и даже деятельности в рамках совершенно уникальной специальности «Литературное творчество».

Подводя итог, хочу пожелать успехов всем, кто выбрал наш вуз для получения современного, востребованного, даже опережающего образования, для становления себя как активной, духовно богатой, всесторонне образованной личности.

Беседовал
Геннадий Выхристюк
Газета ПГУ «Наш университет» № 6 (1858), июнь 2025 г.