Первооткрыватель утончённого декаданса

Шарль Бодлер заложил основы эстетики символизма

Шарль Бодлер — писатель, литературный критик, эссеист и переводчик XIX века, заложивший основы эстетики символизма и декаданса, оказав неизмеримое влияние на французскую и мировую литературу. Жизнь и творчество поэта пронизаны поиском красоты среди тьмы, что и сделало его одним из величайших индивидуумов своего времени.

Бодлер родился в Париже 9 апреля 1821 года и с детства был окружён искусством и литературой. Несмотря на то, что родители поэта неодобрительно относились к его увлечению литературой, он остался верен своему призванию. «Как изумились мы, – вспоминает потом его мать об этом периоде, – когда он вдруг отказался от всего, что хотели для него сделать, пожелал украсть у самого себя крылья и стал писателем… Какое разочарование в нашей внутренней жизни, до тех пор такой счастливой! Какая печаль!»

Расцвет писательского таланта и становления общемировоззренческих ориентаций Бодлера пришёлся на конец 40-х и начале 50-х гг. В статье «Школа язычников» писатель призывает к созданию искусства, которое не ограничивается поверхностным отображением материального мира, а также передаёт внутреннее состояние духа, человеческих эмоций и интеллекта. Только такое всеобъемлющее искусство, по его мнению, обладает жизненной силой и может по-настоящему затронуть зрителей.

В его произведении «Поэма о гашише» исследуются последствия употребления каннабиноидов, тогда как в стихотворении «Падаль» происходит сопоставление цветения с процессом разложения лошади, демонстрируя контраст между жизнью и смертью. Эти тексты отражают тенденцию к эстетизации мрачного и анализу скрытых аспектов человеческой психики, предвосхитив философские идеи, которые впоследствии нашли отражение в трудах Ницше.

В 1845 году Шарль Бодлер впервые выступил в роли художественного критика. 15 марта открылась очередная выставка «Салон», на которой было представлено 2332 работы, но более половины из них, а именно 1700 работ, были отвергнуты критиками, придерживающиеся традиционных взглядов. Теофиль Готье с возмущением писал в газете «La Presse»: «Откуда вы взялись? Где вы обитаете? Неужели вы не дышите тем же самым воздухом, что и мы? Не заточила ли вас какая-то злая ведьма в бутылку в своей заброшенной, покрытой паутиной лаборатории?»

Специфика неповторимой индивидуальности таланта Бодлера раскрывается в его самом скандальном и эпатажном сборнике «Цветы зла», ставшем вершиной творчества поэта. Произведение поначалу вызвало скандал из-за своей откровенности, но со временем было признано шедевром, в котором Бодлер исследует темы любви, смерти и красоты. Как отмечал Валерий Брюсов, Бодлера привлекала не столько сущность Зла, сколько его эстетическая притягательность и бесконечность. Именно в этом сборнике демонстрируется первый манифест символизма, даётся полное понимание символа, а также зарождается декадантский стиль.

Примечательно, что за всеми теми неприглядными образами, которые современные Бодлеру критики усматривали в его произведениях, скрывались вечные поиски гармонии, идеала и освобождения от страданий, присущих каждому, кто хоть раз задумывался о несовершенстве существования.

Бодлер был не только поэтом, но и теоретиком искусства. Его эссе и критические работы оказали влияние на развитие эстетических теорий и понимание искусства как выражения индивидуальности.

Шарль Бодлер умер в 1867 году, но его литературное наследие продолжает жить и вдохновлять новые поколения поэтов и писателей.

Диана Пахрудинова,
4-й курс ИМО

Издание ПГУ «Журнал, открывающий мир», № 31-32, 2024 г.